top of page
  • Фото автораСветлана Шварцман

Смартфон общения не заменит

Ученые доказали: один из главных факторов усугубления у пожилых людей чувства одиночества – это распад социальных связей, особенно - на фоне всеобщей компьютеризации, когда чуть не всё человечество живет, уткнувшись носом в смартфон.


Если прежде дети регулярно – иногда по несколько раз в день - звонили своим родителям, справлялись об их здоровье и самочувствии, то в последние годы и это - среднее поколение в массовом порядке с головой ушло в смартфон и не замечает ничего вокруг.


- Дети подарили мне смартфон на день рождения и научили пользоваться аппликацией WhatsApp, - рассказала мне 76-летняя пенсионерка Ирина Ф. – Один раз в неделю, а то и реже сын посылает мне по Вотсапу коротенький вопрос: "Как ты? Как дела?" Но позвонить и поговорить с матерью ему некогда: днем он на работе, а по вечерам постоянно постит на Фейсбуке какие-то фотографии и мудрые мысли – чужие! Что уж говорить о внуках… Ни одному из них в голову не придет просто поднять трубку, позвонить бабушке и рассказать, какие оценки он получил и чем занимается после уроков…


Четыре года назад Ирина овдовела. В стране она уже почти 30 лет – и все эти годы, вплоть до относительно недавнего времени вся ее жизнь состояла из сплошной работы. Вместе с мужем Ирине чудом удалось погасить ипотечную ссуду - пресловутую "машканту". Пока муж был жив, Ирина – несмотря на хроническое недосыпание и усталость - чувствовала себя счастливой: вместе они хотя бы раз в год ездили в Европу, вместе ходили в театр, вместе прогуливались по вечерам по набережной вдоль моря. Знакомые называли их образцово-показательной парой.


После скоропостижной смерти мужа вся жизнь Ирины (к тому моменту она уже вышла на пенсию) перевернулась. Изменилась до неузнаваемости. Внезапно на нее навалилось такое одиночество, боль и безысходность, что, случается, неделями напролет она даже в супермаркет не выходит. #одиночество


- Какой уж там обед, если словом перекинуться не с кем, - объясняет Ирина. – Обедаю я всухомятку: сделаю бутерброд – вот и весь обед.


После смерти мужа Ирина передала автомобиль старшему сыну: водительских прав у нее нет.


- Я оказалась в своей квартире в заточении, как в крепости, где отбываешь срок за неведомые тебе прегрешения, - говорит она. – Поначалу я названивала сыну, невестке, но со временем поняла: злоупотреблять их добротой нельзя, я отвлекаю их от работы. Целые дни сижу одна в пустом доме. Словом перекинуться не с кем.


В прошлом году Ирина поскользнулась на кухне и сломала ногу. После операции Ведомство национального страхования признало ее нуждающейся в уходе на дому.


- С первыми двумя метаплот мы не сработались: по-русски они не говорят, а я далеко не всё понимаю на иврите, так что объяснялись мы в основном языком мимики и жестов, - рассказывает Ирина. – В доме чистота идеальная, всё сверкает, вывозят меня в инвалидном кресле на прогулки, но радости – никакой.

Рахель, наш социальный работник нашей компании по уходу Ла-КОЛЬ, - израильтянка, очень опытная. Она обладает каким-то врожденным чутьем на беды и человеческие трагедии. Однажды после визита к Ирине она сказала: "Эта женщина ни на что не жаловалась, но я чувствую – что-то с ней не так".


- Что, по-твоему? – спросила Хани, заведующая отделением Гуш-Дана.


- По-моему, ее гложет чувство одиночества… - предположила Рахель. – Я бы рекомендовала подыскать Ирине метапелет, которая говорит по-русски. Ей определенно не хватает общения.


- Светлана, подыщи, пожалуйста, Ирине метапелет-репатриантку, - велела мне Хани.

Легко сказать! Репатриантки почему-то предпочитают по восемь часов в день – от звонка до звонка – убирать офисы. Работа тяжелая, монотонная, изнурительная, но против стереотипа не попрешь: в Израиле почему-то считается, что единственная сфера, куда принимают на работу репатрианток пенсионного возраста, - это компании по уборке.


Я опубликовала на Фейсбуке объявление. Необычное! Очень подробное. Разъяснила в деталях, что работать метапелет, во-первых, легче, во-вторых – приятнее: большинство пожилых репатрианток, нуждающихся в уходе на дому, - очень интересные люди! Образованные, интеллигентные, захватывающие собеседницы.


Мне повезло. На мое объявление откликнулась 38-летняя Нина. В Израиле она всего полтора года. Иврит никакой, а работать надо: полгода назад развелась, сына воспитывает в одиночку.


С какой же радостью Нина у нас оформилась и помчалась к Ирине! Работает у нее по сей день. Говорит, что в лице Ирины обрела близкого, родного, понимающего человека.

- Ирина стала для меня идеальным советчиком, - призналась Нина. – Она прекрасно разбирается в израильских реалиях, благодаря чему многому меня уже научила. Ну и, конечно, ей в жилетку я плачусь. А она – мне. Нам вместе так тепло, так уютно, с душевной точки зрения…


Кроме Ирины, у Нины сегодня есть еще одна подопечная. Израильтянка!

- Учит меня ивриту, - говорит Нина, - причем гораздо более эффективно, чем учительница в ульпане. Как же я ей благодарна!..


#смартфон #технологии_для_пожилых #метапелет_для_пожилого_человека #профессия_метапелет #лаКоль_компания_по_уходу #уход_на_дому


1 просмотр

Недавние посты

Смотреть все
bottom of page