Светлана Шварцман
Пособие по уходу деньгами - вместо помощи метапелет?
Для 86-летней Батшевы утро начинается со звонка в компанию по уходу: "Почему Шошана не пришла? Некому помочь мне встать с постели и одеться. Некому приготовить мне завтрак!"

"Батшева, дорогая, может, вы забыли, но за вами уже три недели ухаживает ваша дочь Орна".
"Ее нет дома! – В голосе Батшевы появляются агрессивные нотки. - Моя дочка – человек занятой. Не может она целый день дома со мной сидеть. Раньше завтраком меня кормила Шошана. Почему же сегодня она не пришла?"
Если бы Батшева была моложе и не страдала деменцией в тяжелой форме, ей можно было бы объяснить, что во время карантина Орну отправили в отпуск, затем назначили ей пособие по безработице, а потом - уволили. Это и вынудило живущую с Батшевой 58-летнюю дочь отказаться от услуг метапелет и взвалить весь уход за престарелой матерью на себя. Единственное, чего Орна, видимо, не учла: оставлять маму без присмотра опасно! Номер телефона компании по уходу записан у нее в тетрадке, которая лежит на тумбочке у кровати. А если Батшеве все-таки удастся встать? Если она выйдет, опираясь на ходунки, из квартиры? Если спустится по лестнице и пойдет по улице?! Где ее искать? Без этой заветной тетрадки, оставшейся в квартире у кровати, Батшева не вспомнит свой домашний адрес…
С другой стороны, Орну тоже можно понять: попробуй найти работу в предпенсионном возрасте.
Нет, я не спорю: реформа в сфере ухода на дому за престарелыми преуспела. По крайней мере – в цифровом выражении.
Всего за год (с ноября 2018 по октябрь 2019) число пожилых людей, за которыми признано право на получение пособия по уходу, возросло на 16% по сравнению с предыдущим годом и превысило 200 тысяч человек. Рост достигнут благодаря ощутимому упрощению бюрократических процедур, предшествующих назначению пособия: до реформы семьям стариков, нуждающихся в уходе, приходилось обращаться сразу в две инстанции, включая городскую социальную службу. Сейчас – только в Ведомство национального страхования (Битуах леуми). К тому же благодаря реформе увеличилось количество часов по уходу, выделяемых государством старикам, не способным самостоятельно справиться с элементарными повседневными действиями – встать с постели, умыться, приготовить себе завтрак.
Казалось бы, проснись и пой, но!..
Но в рамках реформы был сделан еще один шаг: детям стариков разрешили ухаживать за ставшими беспомощными родителями. Нет, конечно, дочь или сына, взвалившего на свои плечи непростые обязанности метапелет, тщательно контролируют. В начале "смены" и по ее окончании член семьи старика обязан позвонить в Битуах леуми. И если он этого не сделал (скажем, забыл) – рискует недополучить зарплату. Битуах леуми пристально следит за отзвонами!
Но присмотрен ли старик или старушка на протяжении всего рабочего – в соответствии с количеством часов, выделенных на уход - дня?
Опрос, проведенный Ведомством национального страхования в январе 2020 года, еще до начала эпидемии коронавируса, показал: 17% стариков признались, что им отчаянно требуется помощь, но они ее не получают. "Это указывает на то, что члены семей стариков получают деньги, но тратят пособие по уходу на другие цели", - констатировало интернет-издание Calcalist.
А вот что написала об уходе за престарелыми родителями одна из метаплот в Фейсбук-сообществе: "Этим пользуются дети (это не голословное утверждение, а факт). Для них родители – это курочка, несущая золотые яйца. А подопечные остаются и без денег, и без помощи"…
Но есть и другие факты. До начала эпидемии за 90-летней Диной присматривала филиппинка Ревелин. Сроднилась со старушкой. Называла ее не иначе, как "има" ("мама"). В начале февраля Ревелин взяла отпуск и отправилась домой. А потом воздушное пространство закрыли. Вернуться в Израиль Ревелин не смогла. А найти свободную иностранную работницу Коби, сыну Дины, не удалось.
Вскоре и Коби отправили в отпуск за свой счет.
"Выхода нет – придется мне присматривать за мамой", - решил он. Оставил на время жену. Переселился к Дине. И смотрел за ней – не хуже дипломированной медсестры с Филиппин! – до начала июня. Пока не нашел Ревелин достойную, равноценную замену.
К чему я об этом? Да к тому, что реальная жизнь подчас далека от стереотипных представлений о ней. Жизнь намного шире этих представлений: случаются в ней рассветы, но бывают и закаты. В большинстве случаев действительность выковывает нас, а не мы ее.
Фотоиллюстрация: Борис Криштул
#метапелет #Закон_об_уходе #метапелет_для_пожилого_человека #пособие_по_уходу