Хотя почти все карантинные ограничения отменены, многим из нас по разным причинам не удалось вернуться на работу.
Вот что рассказала мне Ирина, мастер маникюра-педикюра из Кфар-Сабы:
- Я еще полторы недели назад оповестила своих постоянных клиенток, что скоро выйду на работу. Но почти никто не звонит, хотя до короны очередь у меня занимали заранее, иногда - за полтора месяца до визита.
Ира была уверена, что после вынужденного сидения дома всем ее клиенткам первым делом захочется привести себя в порядок. Но ее надежды оказались напрасными.
- Многие молодые мамы до сих пор опасаются выходить из дому: пугают описанные в СМИ симптомы Кавасаки, проявившиеся у маленьких детей, которые заразились коронавирусом, - пояснила Ирина.
- Но не у всех же твоих клиенток маленькие дети?
- Нет, ко мне приходили женщины разного возраста. Пенсионерки нередко следят за собой не менее ревностно, чем наши ровесницы. Но с ними проблема: пожилые женщины пока не решаются выходить из дому. Тех, кто подрабатывал на уборках, уволили: многие крупные компании в Кфар-Сабе, Раанане и Герцлии перешли на удаленку и до сих пор не вернули сотрудников в офисы. Видимо, владельцы крупного бизнеса вошли во вкус: за счет удаленки можно сэкономить огромные деньги – не надо оплачивать сотрудникам обеды, содержать штат уборщиков, тратиться на оплату проезда. А малый бизнес рухнул. Просто рухнул!
Поговорив с Ириной, я внезапно поймала себя на мысли: а ведь мир после "короны" действительно изменился! Точнее – меняется прямо у нас на глазах. И во многих случаях эти перемены, похоже, не сулят нам ничего хорошего. Разве не из-за "короны" в стране по сей день остается масса безработных? Ничего подобного до эпидемии, буквально пару месяцев назад, не было и в помине, напротив: уровень безработицы был самым низким за всю историю Израиля.
Могла ли наша экономика всего за пару месяцев загреметь в тартарары? Так ведь не только наша – необратимые процессы происходят в мировой экономике! Из-за проклятой неизученной "короны" всё встало с ног на голову. Масса работников осталась невостребованной.
А может, я заблуждаюсь? Чтобы убедиться, верны ли мои предположения, я просмотрела десятки объявлений на сайтах "Требуются" и в социальных сетях. И была поражена: если прежде в группах на Фейсбуке сотни компаний наперебой предлагали уборку помещений, то сейчас немалая часть объявлений начинается с фразы: "В связи с создавшейся ситуацией...", а заканчивается словами: "работа на дому".
Удаленка! Правда, берут на нее не всех.
Моей приятельнице Тане работа надомницей точно не светит. По специальности она педагог. 12 лет проработала в Израиле инструктором продленной группы в начальной школе. Три года назад Таню выпроводили на пенсию. Пособие – слезы! На такую, с позволения сказать, сумму даже продуктами не запасешься. Живет Таня одна. На съемной квартире! Времени на поиск нормальной подработки не было – приближался очередной платеж за жилье. Впопыхах Тане удалось найти относительно неплохую подработку – уборщицей в компании хай-тека. Два этажа в смену.
А сейчас всех ее программистов посадили на удаленку – из дому работают. И уборщиц уволили: сокращение.
Встретила я Таню – на ней лица нет.
"Мне, - говорит, - через неделю за квартиру платить. Значит, на продукты останутся гроши".
- Таня, а может, поработаете пока метапелет? – спросила я.
- Разве я справлюсь?
- Конечно! Вы же владеете ивритом, значит, можете присматривать за израильтянкой. Многие пожилые репатрианты тоже нуждаются в уходе на дому и получают пособие по уходу – им тоже требуются метаплот.
- А делать что надо? – оживилась Таня.
- Дети и внуки многих стариков до сих пор не решаются навещать бабушек и дедушек. Значит, скорее всего, будете ходить в супер за покупками. Но вы не пугайтесь – таскать тяжести вам не придется: сколько продуктов нужно одинокому пожилому человеку?!.
- Что еще?
- Легкая уборка квартиры – пыль протереть, подмести, вытереть полы мокрой тряпкой, но ни в коем случае не заниматься генеральной уборкой: это категорически запрещено Ведомством национального страхования.
- А корону я не подцеплю на такой работе? – внезапно спросила Таня.
- Нет – гарантирую! Пожилые люди в группе риска. Из-за этого они уже третий месяц подряд не выходят из дому. Профессия метапелет стала во время эпидемии одной из самых безопасных.
- А вакансии у вас есть?
- В нашем отделении на сегодняшний день вакансий не осталось – в период эпидемии мы приняли несколько десятков новых работников по уходу: наша отрасль – жизненно важная! Вакансии метаплот есть пока в Раанане, Кфар-Сабе и Герцлии.
- Сейчас же позвоню подруге: она живет в Кфар-Сабе и ищет работу! – обрадовалась Таня. – Кстати, в Раанане у меня тоже есть приятельница. Вдруг и ей повезет?