Метапелет: от эмоционального выгорания – до усталости сострадать
"Всё, уезжаю!" – объявила Гульноза, едва переступив порог офиса компании по уходу.
- Но ты всего полтора года работаешь в Израиле – неужели успела заработать сумму, на которую изначально рассчитывала? – удивилась Оснат, координатор иностранных работников.
- Заработанных денег с трудом хватит на то, чтобы в Самарканде расплатиться с долгами, - призналась Гульноза.
- Тогда в чем же дело? Проблема с детьми?
- Нет, с сыном и дочерью, слава богу, всё в порядке. Муж здоров, работает – он водитель грузовика, - отвечала Гульноза.
- Так почему ты решила бросить свою Нинет и уехать?
- Мне кажется, я ошиблась с выбором профессии… - произнесла Гульноза неуверенно. – До отъезда в Израиль я прошла курс подготовки работников по уходу. Сдала экзамен. Получила сертификат. И с ивритом никаких проблем у меня нет – я понимаю почти всё, что говорит Нинет.
- Тогда что же гонит тебя домой? Пандемия? Беспокоишься за своих родных?
- Нет-нет, ну… почти нет! Каждый день говорю с родными по видеосвязи. Проблема не в коронавирусе. Проблема – во мне. В старших классах я ухаживала за своей старенькой прабабушкой. И хотя мне было 14-15 лет, всё у меня получалось. И терпения хватало на все прабабушкины капризы. А теперь… Даже не знаю, как это описать… Поначалу я страшно жалела Нинет: не такая уж она старая, ей 82 года, ходит без палки, ест самостоятельно. Вот только с головой – беда! Не помнит, что ела сегодня на завтрак. Путает дочку с невесткой, а меня – с дочкой. И постоянно капризничает. Часто кричит, плачет. Многое из того, что выкрикивает Нинет в такие моменты, я не понимаю, но мне кажется, что злится она на меня… Я терпела-терпела, убеждала себя, что не буду обращать внимания на перепады ее настроения. А потом… Потом я внезапно почувствовала: что-то во мне сломалось. Никакого сострадания. Никакой жалости. Ни капли! Единственное желание – всё бросить и поскорее уехать.
По щекам Гульнозы катятся слезы.
- Знаешь, Гульноза, ты не одна, - сказала Оснат.
Большинство работников по уходу переживают периоды, когда усталость и разочарование, связанные с заботой о своем подопечном, перерастают в эмоциональное выгорание. Но есть еще одна стадия, куда более серьезная, чем эмоциональное выгорание - и она может быть чрезвычайно пугающей. За эмоциональным выгоранием обычно следует усталость сострадать. В специальной литературе даже есть такой термин – compassion fatigue!
В чем же отличие усталости сострадать от эмоционального выгорания?
По натуре многие метаплим и метаплот люди чувствительные и добрые, они умеют сострадать, как никто другой. Именно эта прекрасная человеческая черта и подвергает их повышенному риску, потому что в уход за своим подопечным они вкладывают чересчур много чувств, пишет Кэрол Брэдли Бурсак на сайте Aging Care.
"Усталость сострадать - это крайнее, экстремальное стрессовое состояние, которое может привести к ощущению безнадежности, безразличию, пессимизму и полной утрате интереса к проблемам других людей", - объясняет Кристин Валентин, владелица частной психологической консультации в Нью-Джерси (США).
В отличие от эмоционального выгорания, усталость сострадать является самым настоящим посттравматическим стрессовым расстройством. Нередко этим расстройством страдают медсестры, специалисты в области психического здоровья, работники тюрем и службы защиты детей. Из-за усталости сострадать многие представители указанных выше профессий в конце концов увольняются и переходят в другие отрасли.
И хотя между специалистами, работающими в условиях повышенного стресса, и работниками по уходу немало общего, метаплот не могут воспользоваться теми мерами профилактики, которые предлагают своим работникам многие работодатели. В Израиле это так называемый "йом гибуш" или "йом кейф"– день, когда коллектив выезжает на пикник, корпоративные вечеринки, коллективные поездки на пару дней за границу и многое другое.
Метаплот (как и взрослые дети, решившие ухаживать за родителями самостоятельно) подчас работают вообще без перерывов, без передышки, нон-стоп, а это естественным образом влияет на их состояние и качество жизни.
"Важно понимать, что усталость сострадать не приходит в одночасье, - отмечает Кристин Валентин. - Это совокупный результат дней, недель, месяцев и лет, на протяжении которых вы за кем-то ухаживаете". В конце концов, все эти дни, недели, месяцы и годы начинают казаться бесконечными, ты чувствуешь себя измотанным эмоционально и утомленным физически. В результате нередко накатывает разочарование, негодование, безнадежность или чувство вины перед своей семьей и детьми.
Усталость сострадать отличается от эмоционального выгорания еще и тем, что из-за нее работники по уходу или дети стариков в конце концов перестают сочувствовать своим подопечным. Это важно понимать, потому что большинство членов семьи берут на себя обязанности работника по уходу исключительно из любви к своим родителям. В отличие от медсестер и социальных работников, которые, как правило, лечат и посещают на дому чужих людей, дети стариков взваливают на себя всю повседневную заботу о самых родных, самых дорогих людях – родителях. По мнению экспертов, именно они (в отличие от метаплот) несут самые тяжелые эмоциональные потери: постоянная забота о благополучии родителей делает их особенно уязвимыми.
Ученые провели исследование, в ходе которого были проанализированы десятки работ на тему усталости сострадать, опубликованных за последние 30 лет. Анализ этих работ показал: усталость сострадать возникает в тех случаях, когда повседневная забота, основанная на сочувствии, вызывает столь бурную психологическую реакцию, что, в конце концов, она перерастает в физическое, психологическое, духовное и эмоциональное истощение.
Как распознать наступление усталости сострадать?
Предупредительных знаков, указывающих на начало выгорания и усталости сострадать, много, и работники по уходу, конечно же, должны знать, какие признаки надвигающейся беды следует искать в своих реакциях и поведении, чтобы не допустить срыва и не попасть в беду. Мы убеждены, что полная и честная информация – это ключ к предотвращению длительных эмоциональных проблем и физических заболеваний, связанных со стрессом.
Перечислим признаки усталости сострадать:
Чувство подавленности и истощения
Нежелание находиться рядом с подопечным и поиск любых поводов хоть ненадолго от него отделаться, оставив его без присмотра
Снижение терпения и толерантности
Вспышки гнева, нехарактерные для вашего обычного поведения
Цинизм и безысходность
Повышенная раздражительность
Нарушение способности принимать решения, касающиеся ухода за своим подопечным
Проблемы со сном
Такие физические симптомы, как головные боли или проблемы с желудочно-кишечным трактом.
Как не допустить усталости сострадать?
Если вы начинаете замечать какой-либо из вышеперечисленных признаков, единственный выход – немедленно подумать о себе! И не просто подумать, а еще и реально позаботиться. Помните, что усталость сострадать со временем будет лишь нарастать. У каждой метапелет есть запас прочности, главное – не израсходовать его на первом витке.
Многие из нас время от времени сталкиваются с этими предупредительными знаками, но настоящий сигнал тревоги – это когда приведенные выше симптомы становятся повседневными, а не мимолетным ужасом в плохой день. Сейчас самое время действовать!
Как?
Выделяйте каждый день время на себя: приготовьте себе что-то вкусненькое! Сядьте и поешьте! Медленно, растягивая удовольствие. Пока ваша подопечная отдыхает после завтрака или обеда, включите музыку, наденьте наушники и потанцуйте! Движение – это жизнь. Посмотрите по телевизору комедию – смех лечит. Поспите немного днем - сон тоже лечит! Прогуляйтесь – пускай даже по квартире, если вам не с кем оставить бабушку. Почитайте хорошую книгу. Позвоните подруге и просто поболтайте.
"Дайте себе отдых - умственный и физический - от активной заботы о других, - призывает Кристин Валентин. - Способность делать это небольшими порциями позволит вам ввести в повседневную практику адекватный уход за собой".
Если мы сами о себе не позаботимся – никто не сделает этого за нас.