Светлана Шварцман
Ищем новую профессию. Срочно!
Я отстала от жизни. Пока я тут гадала, какие перемены произойдут после эпидемии в израильской экономике, разразилась катастрофа.

На сегодняшний день в стране 860 тысяч безработных. Кто? Продюсеры, организаторы массовых праздников и культурно-развлекательных мероприятий. А еще – экскурсоводы и водители туристических автобусов: воздушное пространство закрыто, туристов нет. Плюс – владельцы сувенирных салонов. И многочисленные продавцы.
Всего за четыре месяца "корона" стерла с экономической карты страны целые отрасли.
В подавляющем большинстве представители скончавшихся во время эпидемии отраслей – самозанятые. По-нашему – "ацмаим". Плюс наемные работники и фрилансеры этих многочисленных "ацмаим", в одночасье ставшие не просто безработными – нищими. Попробуй протянуть четыре месяца без зарплаты. И без пособия ("ацмаим" пресловутая "автала" – пособие по безработице не полагается).
Минус зашкаливает - банк отказывается выдать ссуду. И никакого света в конце туннеля: всего за неделю в стране диагностировали более 5400 больных "короной". В их числе – командир пограничной охраны (МАГАВ), который был в контакте с начальником Генштаба и несколькими генералами. И бог весть со сколькими офицерами и служащими.
В этом хаосе поиск источника хоть какого-нибудь дохода, хоть какой-то работы куда важнее опасений за свое здоровье, здоровье детей и близких. Если жить не на что – жить незачем.
А работы, кстати, полно. Интернет трещит по швам. Тысячи объявлений! Но куда приглашают безработных израильтян, нередко обещая им золотые горы – 35-40 шекелей в час?
На первом месте, как водится, – уборка. Офисов. Подъездов. Гостиничных номеров. Пустых, что ли? Туристов нет!
На втором – физическая работа потяжелей уборки. Отчаянно требуются строители, водители грузовиков, грузчики, специалисты по прокладке рельсов (продолжается сооружение трамвайной линии).
Прежде на всех этих стройках сионизма трудились либо палестинцы, либо – китайцы, таиландцы (в сельском хозяйстве), либо – румыны, суданцы и эритрейцы.
Сейчас палестинцы боятся строек сионизма, как огня, - рискуешь подхватить "корону": по темпам роста выявленных больных Израиль на малопрестижном третьем месте в мире – после США и Бразилии. А брать на работу суданцев и эритрейцев израильтяне не решаются: в районах компактного проживания нелегалов бушует "корона".
Работодателям требуются крепкие руки, но если продюсер или специалист по свету/звуку решит пойти на стройку, какой от него толк?! Кроме световых эффектов, делать он ничего не умеет…
Женщинам (еще один сугубо израильский парадокс) найти работу в этом хаосе проще. У нас, к примеру, в последние недели от желающих ухаживать за стариками отбоя нет. Многие потенциальные метаплот – пенсионерки. На пособие (даже с социальной надбавкой) не проживешь – продукты резко подорожали. А подрабатывать на уборках страшно – мало ли кто заходит в отделение банка или в офис страховой компании. Вдруг среди посетителей – бессимптомные разносчики "короны"?
- Я взвесила все "за" и "против" и решила, что идеальная отрасль – уход за пожилыми людьми, - призналась мне 68-летняя Елена. – До марта я подрабатывала на уборке офиса, хотя, конечно, мне это уже не по силам. В середине марта нас отправили в отпуск за свой счет – сотрудники нашей фирмы перешли на удаленку. А в апреле уволили. Я попыталась резко сократить траты на покупку продуктов, но… Живу я на съемной квартире. Одна! Муж умер четыре года назад. Аренду оплачивать надо? Электричество… Арнону… На продукты остаются гроши. Фрукты в этом сезоне я еще не попробовала.
Сейчас Лена ухаживает за 87-летней Аувой. Старушка она жизнерадостная, вполне самостоятельная: может разогреть обед и приготовить себе на ужин сэндвич. Вот только передвигается плохо: полтора года назад упала, сломала ногу… За покупками Аува не ходок. Да и на прогулку без посторонней помощи никак – по лестнице спуститься не может.
- Прежде многие из нас презрительно относились к профессии метапелет, но на первом витке эпидемии стало ясно, что работники по уходу – настоящие герои, точнее – героини нашего смутного времени, - говорит Лена. – Не испугала метаплот "корона"! Когда вся страна была в карантине, они каждый день ходили к своим подопечным.
Потому что почти ничем не рисковали, добавлю я. Ведь большинство наших бабушек и дедушек по сей день не выходят из дому. Боятся заразиться!
Не знаю, как вам, а мне почему-то кажется, что к концу этой проклятой эпидемии предложение в нашей отрасли будет превышать спрос. Видимо, прозрела не только Лена, но и многие другие пенсионерки, которые прежде свысока смотрели на работников по уходу, хотя на самом деле в миллион раз приятнее оказывать помощь немощному старику или старушке, чем драить полы да унитазы.
Престиж нашей профессии повысился. Главное – успеть занять в ней свободную (пока!) ячейку. Потому что в обозримом будущем, насколько я понимаю, придется нам устраивать конкурсы: четыре-пять метаплот будут претендовать на одно вакантное место.
#коронавирус_в_израиле #метапелет #работник_по_уходу_за_пожилыми_людьми