Одиночество в молодости, скорее всего - производное характера. Тяжелого. Неуживчивого. Эгоцентричного.
Если в молодости человек одинок, он, скорее всего, сам виноват. Не сумел найти свою "вторую половинку". А может – и не искал. Или – искал, но не там, где надо. Или – нашел, но тут же потерял. Из-за собственного скверного характера.
Одиночество в старости – это страшная беда. Даже если человек прожил всю жизнь один, потому что… (см. выше). На склоне лет былая энергия и силы иссякли. В старости любая задача, с которой прежде мы справлялись играючи, становится для многих непосильной. Но самое страшное – одиночество стариков во время "короны". Чума!
Мы, молодые, так или иначе приспособились лавировать во всем этом бардаке и продолжаем вести более-менее нормальный образ жизни. А старики – нет. Растерялись. Сдались. Опустили руки. И когда я читаю, что в цивилизованном современном городе соседи позвонили в пожарную охрану или полицию из-за разносящегося по подъезду резкого едкого запаха, а пожарные, взломав дверь в запертую квартиру, обнаружили там тело умершего несколько дней назад одинокого старика, у меня сердце рвется от боли. Не нормально это. Кто-то должен был за этим стариком присматривать. Кто-то был обязан ему помогать. Звонить хотя бы раз в день. Спрашивать, что ему нужно. Приезжать хоть раз в неделю. Ходить для него, одинокого, растерянного и неприкаянного, за покупками… И ответить на его звонок в тот момент, когда старику стало плохо.
Сегодня правительство одобрило программу "Золотой щит", призванную обеспечить одиноким бабушкам и дедушкам элементарную защиту во время эпидемии.
Министерство благосостояния и министр Ицик Шмули поставили перед собой цель: не упустить из поля зрения ни одного одинокого беспомощного старика.
В дополнение к обеспечению стариков продуктами, медицинской техникой и своевременной медпомощью, министерство решило создать крупномасштабную сеть, которая реально облегчить жизнь пожилых людей, страдающих от одиночества. Как сообщил сегодня Ицик Шмули на своей страничке в социальной сети Фейсбук, представители этой сети будут постоянно поддерживать контакт с одинокими стариками.
"Каждый пожилой человек в Израиле должен знать, что в этот трудный период у него есть спина, есть кто-то, кто позаботится о его нуждах и скрасит его одиночество, – на это направлена наша программа "Золотой щит", - написал Шмули.
В комментариях к посту министра мнения пользователей социальной сети разошлись. Многие аплодировали. Другие – недоумевали. Третьи просто не верили в серьезность намерений Шмули и вверенного ему министерства.
Так, Нога Нусбойм из Рамат-Гана порекомендовала правительству прежде всего подумать о повышении размера пособия по старости: при нынешней дороговизне пожилые люди просто не выживают, констатировала она. Вопрос о недопустимом для цивилизованного государства размере пособия по старости подняла также Ривка Абрамов, а Цафи Эдельман написала, что партия Авода, от которой Ицик Шмули баллотировался в Кнессет, обещала довести размер пособия по старости до уровня минимальной заработной платы. "Именно поэтому я проголосовала за вас", - написала она. Нурит Мизрахи предупредила: "Если вы не уравняете размер пособия по старости с минимальной зарплатой, можете считать, что ничего вы не добились".
Не знаю, поможет ли нашим старикам месячный доход в 5300 шекелей. Не уверена, что на эту сумму даже в одиночку можно прожить. Зато мне доподлинно известно, что решающий фактор выживания одиноких стариков – не столько деньги, сколько – простое человеческое участие. Оказание помощи: сходить за продуктами, приготовить обед, прибрать в квартире.
Именно такую повседневную помощь оказывают старикам работники по уходу – метаплим и метаплот. Вот я и хочу призвать всех, кто читает эти строки: если по соседству с вами живет одинокий старик или старушка, позвоните нам по телефону 03-9436361. Во-первых, мы поможем бабушке или дедушке заполнить все бланки на оформление пособия по уходу и подать их в Битуах леуми. Во-вторых, подберем одинокому пожилому человеку самую подходящую метапелет. Добрую, заботливую, преданную.
Пособие по уходу полагается подавляющему большинству таких одиноких неприкаянных и беспомощных бабушек и дедушек – просто старики про это не знают, а просветить их некому, потому как - одинокие. Замкнутый круг.
Нет, конечно, они пытаются выжить. Отчаянно пытаются. В одиночку. Плывут против течения. Просто удается спастись далеко не каждому. Давайте бросим им спасательный круг. Я больше не хочу читать сообщения о пожарных, взломавших дверь в квартиру одинокой бабушки или дедушки. Не хочу и… не могу.