Светлана Шварцман
Авива Видаль. Запомните это имя!
Впервые имя 66-летней Авивы Видаль прозвучало в передаче 12-го канала израильского телевидения 21 мая.

История этой женщины потрясла до глубины души тысячи израильтян. До эпидемии Авива, подобно еще 40 тысячам ее ровесников, работала. Нянечкой в детском саду. На полставки. На нищенское пособие по старости не выжить! Приходится подрабатывать.
Когда грянула эпидемия, Авиву, подобно тысячам немолодых работающих граждан, отправили в отпуск – пресловутый "халат": садик закрылся. К тому же для людей в возрасте свыше 65 лет коронавирус особо опасен: пожилые входят в группу риска. Однако в пособии по безработице всей этой группе самых уязвимых и самых нищих израильтян отказали. На том основании, что "двойные" пособия у нас в стране не выплачивают. Одно из двух: либо пособие по старости (у Авивы оно составляет порядка 2500 шекелей в месяц), либо – пособие по безработице (его размер еще ниже).
Короче, остались работающие (не от хорошей жизни) пенсионеры за бортом. И если бы не Авива, никто бы из них не пикнул. Потому как немалая часть этих немолодых ударников капиталистического труда – репатрианты.
Авива, однако, решила бороться. И выступила по телевидению.
"Питаюсь я мацой, оставшейся после Песаха, - призналась она. – Денег на лекарства нет. Всю жизнь я работала, платила взносы в Ведомство национального страхования (Битуах леуми). Знаете, какое это унижение – сидеть перед камерой и всё это рассказывать?!"
Буквально на другой день после того как по ТВ был показан сюжет к Авиве обратилось порядка двух тысяч человек. Молоденькие волонтеры навезли ей продуктов. Позвонил бизнесмен и предложил ежемесячно переводить на банковский счет Авивы 1000 шекелей. Видаль поблагодарила и категорически отказалась.
И все-таки Авиве повезло: министр финансов Исраэль Кац, видимо, тоже смотрит вечерний выпуск новостей. И тут же пообещал отменить (бесчеловечный) запрет на получение "двух" пособий.
Сегодня это обещание было выполнено: законопроект об отмене запрета на выплату пособия по безработице работающим пенсионерам был утвержден в первом чтении.
Авива Видаль нисколько не жалеет, что выкрикнула про свою (и чужую – 40.000 человек!) нужду.
"У бедности тоже есть лицо", - сказала Авива в интервью 12-му каналу ИТВ. И чувство собственного достоинства – тоже есть, добавлю я. Ведь кто составляет сегодня в нашей стране ядро бедняков? Паразиты и иждивенцы, ни дня в своей жизни не проработавшие? Нет! Ядро как раз составляют те, кто всю жизнь вкалывал. Подчас на тяжелой утомительной работе. Но, вот беда, - пенсию не заработал. Потому что Закон о всеобщем пенсионном обеспечении вступил в силу относительно недавно – в 2008 году. В результате те накопления, которые во многих развитых странах составляют у пенсионеров вполне достойную сумму, у наших трудяг – слёзы! Гроши!
Не удивительно, что многие метаплим и метаплот, присматривающие на дому за израильскими бабушками и дедушками, - это люди пенсионного возраста. И очень многие уборщицы – тоже. Вот только пенсионерами их никак не назовешь – нет у них пенсии! Выжить они пытаются на пособие, размер которого (вместе с социальной надбавкой) составляет порядка 3100 шекелей.
Авива Видаль отстояла не столько законное право этих людей на достойную старость, сколько их человеческое достоинство. Пусть не гложет их ежедневно и ежечасно мысль, что пока они были молоды и полны сил, их с распростертыми объятьями принимали на (самую тяжелую) работу за смешные деньги, а стоило им состариться – выбросили за борт.
Не выбросили! По крайней мере – на период "'короны".
Мелочь – а приятно.
#пенсии_в_израиле #метапелет #пособие_по_старости #коронавирус_в_израиле